Четверг, 2024-05-16, 05:40:05
Приветствую Вас, Гость | RSS
Главная » 2010 » Май » 1 » ЮРРЦ опубликовал результаты первого этапа мониторинга нормативной (законодательной) базы ряда субъектов РФ по вопросам общественного участи
00:57:30
ЮРРЦ опубликовал результаты первого этапа мониторинга нормативной (законодательной) базы ряда субъектов РФ по вопросам общественного участи
Южный региональный ресурсный центр в рамках программы «Развитие гражданского общества на юге России» провел в марте 2010 г. первый этап мониторинга нормативной (законодательной) базы ряда субъектов РФ по вопросам общественного участия в социальном развитии. Мониторинг осуществлялся на территории Краснодарского края, Ростовской области, республик Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия.

Рост социальной активности граждан и некоммерческих организаций возможен при наличии для этого законодательно закрепленных условий. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать социальной активности путем принятия нормативных документов (законов, иных актов). При отсутствии таких условий гражданская активность приобретает протестный характер. Право граждан России на участие в управлении делами государства, в том числе непосредственное, закреплено ст. 32 Конституции РФ. Однако эта конституционная норма иногда нарушается созданием самых различных препятствий со стороны должностных лиц и органов власти. Наиболее часто применяемой формой такого «бюрократического сопротивления» является отсутствие нормативных документов, определяющих порядок участия граждан в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления. Помимо этого, достаточно часто принимаемые нормативные документы содержат нормы, препятствующие гражданской активности. Например, при необходимости сбора подписей граждан для принятия какого-либо решения устанавливается запретительно высокий порог (для проведения публичных слушаний по инициативе населения – 3% от жителей муниципального образования, и т.д.).

Одной из важных проблем в данной сфере является отсутствие обмена лучшими практиками организации участия граждан и НКО в социальном развитии между субъектами Российской Федерации. Нормативные акты субъектов РФ или муниципалитетов, направленные на создание условий для общественного участия, остаются неизвестными даже непосредственным соседям по региону. Мониторинг даст возможность повысить эффективность обмена опытом по формированию нормативной базы в субъектах Российской Федерации.

Как показали результаты первого этапа мониторинга, нормативная база по вопросам общественного участия в социальном развитии в целом в регионе развита недостаточно. При этом ситуация несколько хуже в республиках: Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, и лучше в Краснодарском крае и Ростовской области. Эта оценка дается на основе анализа полноты нормативной базы и качества нормативных документов. Особенность ситуации в Республике Ингушетия состоит в отсутствии целого ряда нормативных документов муниципального уровня (полноценная система местного самоуправления в республике создана только в конце 2009 года). Уровень развития нормативной базы является одним из препятствий повышения социальной активности граждан, вовлечения дополнительных ресурсов в решение проблем социального развития.

Одной из главных проблем муниципальных образований всех субъектов РФ является отсутствие или неполнота нормативной базы решения вопросов местного значения. Как правило, в муниципалитетах отсутствуют документы, определяющие порядок решения этих вопросов (включая участие граждан в данном процессе). Такие документы обязательны для муниципальных образований России. Так, на официальном сайте Министерства регионального развития , отвечающего в России за нормативное обеспечение деятельности местного самоуправления, представлено пособие в форме вопросов-ответов, дающее представление об официальной позиции Министерства.

Действующие нормативные документы по вопросам общественного участия в социальном развитии чрезвычайно слабо популяризируются. В то же время, помимо обнародования этих документов, необходимы информационные кампании по донесению до граждан в доступной форме содержания нормативных актов.

Мы надеемся, что мониторинг позволит проинформировать органы власти и структуры гражданского общества Северо-Кавказского и Южного федеральных округов о состоянии нормативной базы общественного участия в социальном развитии и уточнить направления деятельности.

ЮРРЦ

Категория: Последние события | Просмотров: 1419 | Добавил: INGUSHETIA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль: